Как побороть страх во время вождения автомобиля?

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня – дня сдачи экзамена в ГИБДД – находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) – вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами – преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами – рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры – каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок – он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, инструктор по вождению не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.